2000 километров автостопом

компьютерная помощь Сызрань
    новости Винница

Проделать путь в 2000 километров за 350 тенге? Думаете, невозможно? Еще как возможно! Именно столько денег потратила я на трассе, путешествуя из Караганды в Алматы и обратно. «СОБЫТИЯ» на этой неделе подались в автостопщики.

avtostopИдея в моей голове зародилась сравнительно недавно. Просто так на ум пришла: давно хотелось съездить к друзьям в южную столицу, да и отдохнуть от работы. Только понимала, что в редакции не отпустят. А тут подруга все со своими воспоминаниями об автостопе — как это интересно и здорово. В общем, к редактору я сама пришла и предложила: «А давайте я автостопом попутешествую. Недалеко. Всего на тысячу километров. Заодно и напишу материал». И получила согласие.

И палатка в придачу

В путь-дорогу собиралась недолго. Даже в Интернете не искала информацию — благо, друзей, путешествующих автостопом, хватало, и стоило только поднапрячься, чтобы вспомнить их советы. Тем более, все та же самая подруга, Айша Уристемова, согласилась в дороге составить компанию.

Тем временем в редакции «СОБЫТИЙ» развели самую настоящую панику. Коллеги мало того, что «отмороженной» назвали, так пытались и всякие страсти рассказать. В итоге, Алия Нуршукирова, наш рекламщик, записала мой телефон, телефоны Айши и взяла с меня обещание, что я буду в дороге отчитываться — где мы и с кем едем.

В четверг вечером мы с Айшой созвонились. Полагаясь на ее опыт, я внимательно слушала подругу и забивала рюкзак — помимо теплого одеяла туда вместились полотенце, мыло, шампунь, зубные паста и щетка, гель для душа, сухарики, носки, куртка и другие вещи. В ее же рюкзак вместились тоже одежда, вода и печенье. И отдельная сумка с палаткой — а вдруг придется ночевать где-нибудь в степи?!

Главное правило — болтать без умолку

Встали мы в пятницу рано — в четыре часа утра. Наскоро умывшись и позавтракав, в полпятого уже на такси доехали до выезда из города. Оттуда путь продолжили пешком. Благо, дождь прекратился, и единственное, что нам мешало — это лужи. И то, заранее об этом подумав, чтобы не промочить ноги и не заболеть, на носки мы надели бахилы.

Минут десять пути – и автостоп начался. Вытянув руку, мы стопили. Только вот машин на трассе мало оказалось, и все мимо проезжали. Стоять на месте мы не стали. Холодно. Неспеша шли вперед, а заслышав шум машин, сразу стопили. Наконец-то, остановилась машина — в 05:22 нас подобрал на легковом автомобиле взрослый мужчина — Ерлан, который возвращался из Караганды в родной поселок — в Курминку. Дорога в 30 километров прошла быстро и легко. Мы, зная главное правило автостопщиков (водители подвозят для того, чтобы было с кем пообщаться, не скучать в дороге и не заснуть за рулем), честно его соблюдали. Рассказали о себе, узнали о жизни нашего попутчика. Для Ерлана мы не первые автостопщики. Он нам рассказал, что часто подвозит других ребят — в основном путешествуют девушки и парни поодиночке, и обычно из России. Казахстанских ребят совсем мало. Не так сильно развивается у нас автостоп. Разговоры наши развеселили водителя, и он даже проехал дальше своего села, высадив нас около кафе, где останавливаются дальнобойщики.

-- Здесь вам легче будет поймать машину, - сказал нам напоследок Ерлан и уехал домой. А мы тем временем продолжили стопить и отчитываться с помощью звонков и смс-сообщений перед Алией.

Автостопом из..., пусть будет, Степногорск!

Минут пятнадцать мы стояли на трассе, гонимые ветром и дождем, но никто не останавливался. Замерзнув, мы решили пойти дальше по трассе и уже опять на ходу ловить машины.

-- Давай будем говорить, что мы давно уже путешествуем, чтоб никто не знал, что для нас это ново, -- предложила Айша. Она пояснила, что немного страшно, вдруг сядем в машину, узнают, что мы новички в этом деле, и до Алматы мы так и не доедем. Я согласилась с ее доводами и предложила знакомый мне город, про который могу многое рассказать — Степеногорск. На том и порешили.

Тем временем мы уже шли по трассе минут сорок. Редкие машины проезжали мимо нас. Айша не выдержала и уже надела вторую пару носков, я застегнула куртку, но продолжала стопить. Мимо проехала фура с карагандинскими номерами, но, помедлив, остановилась. Быстро дойдя, мы увидели, как кабина открывается.

-- Автостопом путешествуем, не подбросите в сторону Алматы? -- жалобно спросили мы водителей. И чудо! Оказалось, что ребята сами везут груз в южную столицу. Устроившись поудобнее в кабине, мы стали знакомиться, заодно я смс-ила Алие о нашем путешествии. Два мужчины, Валерий и Евгений, как оказалось, едут из Москвы. Дорога выдалась утомительная, ночью, заехав в родной город, они пару часов отдохнули дома и тронулись в путь. Мы же, придерживаясь своей легенды, сказали, что путешествуем, выехали из Степногорска. Айша в дороге рассказывала о своем путешествии автостопом в прошлом году, я честно призналась, что готовлю материал. Ехали мы с ребятами почти 32 часа. Фура двигалась медленно, в дороге были и поломки — то пружина выскочит, то в капоте что-то надо было починить. Дорога скрашивалась разговорами, шутками, песнями. Спали мы с Айшой по очереди — одна общается, другая спит. И настолько сдружились с ребятами, что дальнобойщики нас даже в кафе придорожных за свой счет кормили, а заодно много чего интересного рассказали.

Например, по словам Валерия, коррупция на дорогах растет и процветает. На транспортном контроле в Казахстане везде есть установленная цена. Если груз норму не превышает, то инспектору стоит заплатить всего тысячу тенге, если груз больше нормы — то уже как договорятся. Чтобы гаишники не придирались к пустой фуре, табличку ставят на стекло «Пустой». Порой, признаются дальнобойщики, если едут с превышением веса, то табличку тоже ставят, обманывают.

Дорога до Алматы все-таки пролетела незаметно. Нас даже не смутило, что медленно добирались. Главное, что бесплатно и весело — как и хотели. Высадили нас ребята за 60 км до Алматы — сами остались на стоянке. И даже предложили дождаться вторника или среды — они возвращались обратно в Караганду и готовы были нас подвезти. Мы от предложения отказались и с чувством вины (так и не признались, что из Караганды) пошли стопить дальше. Напоследок лишь обнялись с ребятами и поздравили с днем рождения. 6 июля был день рождения у Валерия, 7 – у Евгения.

aischaИ дальше нам везло. Не прошли мы и десяти метров, как нас подобрали на легковой машине местные ребята, которые довезли до близлежащего поселка. Оттуда на попутке наш путь продлился до моста, а там — маршрутка и автобус. В два часа дня мы прибыли по месту вписки.

Опыт приходит с километрами

Встретила в городе нас моя подруга — Ирина Суворова, которая на два дня уже наметила программу нашего пребывания. Но начну по порядку. Улыбка у подруги моей при виде нас не спадала, а затем раздался и смех. Ее, автостопщицу со стажем (на ее счету около 20000 километров), рассмешил наш багаж.

-- А палатку вы зачем взяли? В машине спать? Насть, ты ведь знала, что на вписку едешь, зачем тебе полотенце, шампунь и другие принадлежности? Думаешь, у меня ничего дома нет?

В общем, нас просто раскритиковали в пух и прах. Айша тем временем отправилась к своим друзьям, а я пошла к Ире. Приняв душ и отдохнув с дороги, я стала слушать советы профессионала.

-- Для начала дам несколько советов, -- начала Ирина. -- С собой нужно брать все самое необходимое — это теплые вещи, дождевик, вода. Шампунь, зубную пасту и другие вещи нужно просто заменить на кусок мыла. Чем меньше груза, тем лучше. То, как вы доехали, автостопом-то назвать и нельзя. Просто сели в машину. Но для первого раза, для опыта — нормально. Обманывать тоже не стоит. Стоит только водителю поймать на несоответствии фактов — минимум, могут высадить. А то и побить. Вы же доверие теряете людей. Правильно сделала, что заранее подумала о вписке и нашла, где тебе остановиться. И главное в дороге — это стараться походить по общению на водителей. Если интеллигент — подстраивайся, ищи общие темы для разговоров, не матерись. Если простой человек, опять же, смотри, как он себя ведет, тут и шутки могут быть, и простой разговор. Находить точки соприкосновения нужно.

А затем автостопщица начала рассказывать и о своих приключениях. Оказывается, первые ее опыты были печальными — отправилась она в дорогу с парнем и другом. Притом, до ужаса боялась ездить.

-- Мне стоило сесть в машину и проехать пять минут, как я сжималась, не могла смотреть в окно, орала, просила остановить машину, говорила, что лучше пешком дойду, - вспоминает Ирина. -- Было сложно. Я долго пыталась себя приучить к новому виду путешествий. А вообще по Казахстану не люблю стопом передвигаться. У нас люди к такому не привыкли — редко останавливаются, деньги могут просить. Обычно я беру билет, доезжаю до города в России, там и автостоплю.

Помимо плохого развития автостопа у нас в стране, есть и еще причина: однажды Иру и ее на тот момент парня по дороге силой затащили в машину три парня и отвезли в лес.

-- Нас заставляли развлекать ребят: петь, танцевать. Мучили ужасно, грозились даже убить. В итоге отвезли до близлежащего поселка и даже деньги дали.

Рассказала Ирина и еще об одном виде автостопа — экстремальном. Так путешествует ее бывший парень, Юра.

- Это когда выходишь из дома совсем без денег. В городах просто играешь на гитаре и деньги зарабатываешь. Либо кто-то в дороге дает на еду и питье. Юра мог даже зимой выйти на трассу в порванных кроссовках и без денег и вернуться через полгода в таком же виде.

Плавно наш разговор перешел и на грядущие события. Вечером Ирина устроила творческий вечер-квартирник, где молодые и талантливые алматинские ребята — музыканты, актеры, режиссеры, певцы — читали свои произведения, играли на гитаре. Второй день прошел тоже весело: воспользовавшись положением журналиста, я связалась с организаторами клуба «Жесть», и мы с Ирой бесплатно попали на Open Air «Apple Rock Fest» в горах. Кстати, там я познакомилась с ребятами-хиппи из разных городов республики, послушала хорошую музыку и потанцевала вечером под дождем.

Выжить без денег

Еще одну необычную встречу устроила мне Ирина. На квартирник она пригласила молодого парня — Данила Тошматова.

-- Мы все втроем автостопщики, - смеется подруга. -- Я начала путешествовать, чтобы перебороть свои страхи, Данил благодаря тренингу, а ты по заданию редакции.

Так оно и вышло. И если Ира больше давала мне советов, то Данил просто рассказал, как путешествовал автостопом из Алматы в Астану.

-- У нас тренинг проводился, -- вспоминает прошлогодние события Данил. -- Мне попалось задание доехать до Астаны и вернуться обратно. Я решил усложнить задачу и отправиться автостопом. С собой ничего не взял, ни сотовый, ни деньги на проезд. Было около 400 тенге — все потратил на питье и еду. Сразу решил еще в городе перейти на сити-стоп (передвижение в городе автостопом). Так добрался до трассы.

По словам Данила, добирался он долго. Одни водители хмурились, когда узнавали, что у парня нет денег платить за дорогу, другие просто не останавливались. А те, кто и подбирал парня, довозил на маленькие расстояния. В итоге добрался он до Балхаша в темноте. А, как известно, в ночное время редко кто из водителей останавливается. Лишь на следующий день, добираясь то пешком, то машинах, добрался Данил до Астаны.

-- Помню момент, когда очень хотелось пить. А тут дедушка компот продает. Но как узнал, что денег нет, угощать не стал. Я в кафе зашел, попросил воды и наполнил бутылку. Так и передвигался. А один из водителей, узнав, что без денег, вручил мне небольшую сумму.

Именно эта сумма и умения спасли Данила в Астане. Парень нашел типографию в столице и на деньги распечатал «смайлы», которые стал продавать.

-- Иду по дороге и вижу парня. И как-будто внутренний голос говорит: «Продай ему «смайл». Продал. А затем и разговорился с ним.

В общем, именно у этого парня Данил и остался с ночевкой. А затем снова вернулся в Алматы. Для него, любителя экстрима, этот опыт стал незабываемым.

-- Повторять его пока не хочу. Главное, что смог и испытал. Ощущения непередаваемые.

Автостопщице — штуку впридачу

Рано утром в понедельник мне предстояла обратная дорога домой. Притом возвращалась я одна — Айша решила остаться на неделю в Алматы.

-- Ничего, одной легче добираться, -- утешала меня Ира.

Вечером мы сходили в магазин — в дорогу я купила себе минеральную воду, печенье и пару хот-догов, которые пришлось выкинуть — срок годности истек пару дней назад. А рано утром в понедельник вышла на трассу. Ирина посоветовала выйти часов в восемь — как раз большая часть дальнобойщиков и просто водителей выезжают из города в такое время.

Добравшись до «Алтын Орды», я обратилась к кондукторам маршрутных такси. Через минут пятнадцать мне подсказали, что около астанинской трассы останавливается 346 маршрут. Высадили меня около заправки, где рабочий подсказал дорогу, и я пошла. Внутреннее мое состояние не передать было в тот момент: мне было страшно — рядом не было никого из знакомых, а я к тому же страдаю «географическим кретинизмом» -- путаюсь на местности. Благо, через пару минут (я определенно счастливчик!) остановилась легковая машина и парень казахской национальности согласился меня подвезти. Общения с ним почти не получилось — он плохо знал русский, я — казахский язык. Но все-таки рассказать о своем путешествии мне удалось, и он высадил меня около кафе, где останавливаются дальнобойщики. Тут же рядом, не успела я начать стопить, остановился еще один водитель, который подвез меня еще на километров 60. Мужчина ехал в родной поселок к жене и притом не отличался верностью. Он честно признался, что всю ночь гулял с другой девушкой, так что едет сонный.

• И как? Свидание удачное? -- попыталась я поддержать разговор.

• Нет, -- улыбнулся мне водитель.

Но уже на следующей заправке нам пришлось попрощаться. Он поехал домой, а я продолжила свой путь. Но не успела даже пару метров пройти, как около меня остановился «Лексус». Водитель держал путь в Караганду. Баха, как представился мужчина, занимает руководящую должность в «Казахмысе», у него своя недвижимость в Алмате и в Караганде. Мой попутчик оказался интересным собеседником – и дорога до Балхаша прошла незаметно. Баха рассказал о своей семье, о трех дочерях, о своих увлечениях. В его багажнике всегда находятся удочки, есть и ружья.

-- Я всегда в поездке рыбачу. Вот и сейчас доеду до Балхаша и на пару часиков с друзьями засяду за ловлю. У меня спортивный интерес.

Рассказал он мне и о своих путешествиях. С детства Бахе любовь к путешествиям привила бабушка. На велосипеде мальчишкой он за 70 километров добирался до родственников — отвозил гостинцы, затем купил себе мотоцикл, а потом и машина появилась. Советской закалки, мужчина привык помогать и другим путешествующим.

-- Помню, зима была. Мы с друзьями на трассе увидели девушку. Тогда еще буран сильный поднялся. Она дрожала от холода и голосовала. Мы подобрали ее. Она спокойно села в машину к 4 взрослым мужикам. А еще замерзла и, чтобы отогреться, села посередине. Я тогда отругал ее. Мол, неизвестно, кто мы такие, что можем сделать. Но довезли ее прям до ее селения, до дома.

Оказалось, что автобус проехал мимо, и девушка уже думала возвращаться обратно в город, как поднялась метель, и она почти заблудилась. Замерзла, и обреченно села в машину. Когда ее отец узнал историю, сразу выбежал и пригласил мужчин к себе с ночевкой. Растопил баню и приютил их.

В свою очередь я рассказала о том, как путешествовала автостопом, рассказала и о путешествиях Ирины и Данила. За такими разговорами мы подъехали к Балхашу. Тут Баха предложил мне выбор — либо вместе с ним заехать на пару часов на рыбалку, либо дальше стопить. Я выбрала второе. Напоследок Баха, решив, что я путешествую без денег, вручил мне на всякий случай 1000 тенге. На этой позитивной ноте мы попрощались.

Когда говорить не о чем

Следующим моим попутчиком стал опять дальнобойщик. Рустем сам родом из Алматы, а путь держал в Уральск. Уже через полчаса нашего знакомства я поняла, что жалею о том, что села в его фуру. Нам совершенно не о чем было поговорить. Мои рассказы были ему не интересны, сам он мало чем увлекался. Книги не читает, фильмы не смотрит, музыку не слушает, природу не любит. Лишь позже путем расспросов, я нашла его излюбленные темы, на которые он мог говорить часами. К сожалению, ими оказались машина и секс. Рустем рассказал, что в его жизни есть две женщины. Одна «училка», другая «воспитка». Притом первая живет с домовым, а вторая, скорее всего, приворожила бедного мужчину. Так что всю дорогу мне пришлось расспрашивать водителя о его женщинах, отношениях. А это, поверьте, длилось с пяти вечера до одиннадцати ночи. Уже в темноте, за 60 километров до Караганды, мужчина решил подпевать песни, которые играли в магнитофоне. Шансон в его исполнении, особенно когда он начинал орать, было трудно слышать.

Остановился Рустем за километров двадцать от Караганды на стоянке. И предложил мне остаться с ним на ночлег.

-- Вот как я без тебя, Настя, дальше поеду? Скучно же будет! Давай со мной до Уральска, потом обратно в Алматы, а потом уже и вернешься в Караганду.

Я, заявив, что у меня злой редактор, который ждет материал и моего возвращения, вежливо от предложения отказалась. Отказалась и ночевать в фуре — до дома уж как-нибудь доберусь.

С облегчением я вылезла из фуры и поняла, что этот дядька мне, несмотря на его простоту и ограниченность, очень понравился.

Дорога домой

Отправившись ближе к освещенной заправке, я опять стала стопить. Для себя решила — никто не остановится, пойду пешком. Тут ко мне подошел молодой парень. Оказалось, он тоже не мог уехать в город и хотел вызвать такси. Я отказалась от его предложения, но он не ушел, а остался рядом. Минут через 7 затормозил легковой автомобиль. Я подошла к нему и позвала своего незваного попутчика.

- Что стоишь? Поехали!

Он тоже сел в машину. Молодой парень за рулем, Евгений, оказался военным и ехал в город к своим друзьям. Моего попутчика мы высадили на Юго-Востоке. Он на прощание даже 500 тенге Жене вручил и вышел. Водитель же недоуменно посмотрел на меня. Я тогда пояснила ситуацию, что парень просто стоял рядом и он не со мной путешествует. За разговорами об отдыхе и музыке мы доехали до стадиона «Шахтер». Мне оставалось самое малое — добраться до Пришахтинска.

В городе однако на мой стоп реагировали только таксисты. Рядом даже парень таксовал, который предложил за 1000 тенге довезти. Я отказалась, а он пытался узнать, откуда я такая взялась. Первая машина, которая остановилась, вмещала в себя двоих парней. Но не успела я сесть в нее, как один из них, пьяный, предложил с ним в кафе посидеть, пиво попить. Я тут же выскочила из машины. Лишь минут через двадцать мне попались два парня, согласившиеся довезти меня бесплатно до дома. Сага и Асхат оказались приятными молодыми людьми, которым было интересно послушать о моем путешествии. Время перевалило за полночь, а я, уставшая и сонная, рассказывала о своих приключениях. Полпервого ночи оказалась я в квартире. Набрав телефонный номер Алии, которая все это время переживала и не спала, отчиталась и рухнула на кровать, лишь успела подумать, что обратная дорога заняла мало времени, но весь день разговаривать и не спать очень тяжело.

Так закончилось мое путешествие автостопом.

Термины от Ирины Суворовой:

Стопник -- атлас автомобильных дорог;

Бэг — рюкзак;

Вписка -- место ночлега;

Стрит, аск -- игра на гитаре на улице за деньги;

Аскать -- просить деньги, еду, т.д.;

Флэт -- цивилизованная вписка (не подвал, не сарай);

Вписчик -- хозяин вписки;

Дестрой, дестроить, дестройная вписка -- вписка с большим количеством алкоголя, громкой пьянкой, погромом в квартире;

Драйвер -- водитель, который подвозит стопщиков;

КЛМН - походный набор: кружка, ложка, миска, нож.

Несколько советов:

1. Лучше всего останавливать легковые машины — быстрее можно доехать до пункта назначения. Фуры останавливаются чаще, но едут намного дольше.

2. Собираясь в дорогу, одевайте удобную одежду: штаны, футболку, кроссовки.

3. Позаботьтесь о вписке. Даже если у вас нет знакомых в городе, сейчас в социальных сетях полно групп для автостопщиков, где другие ребята предлагают приютить.

4. Если на дороге у драйвера случилась поломка, не ждите, пока он починит машину. Помочь вы все равно не сможете, а время потеряете.

5.Запомните: в ночное время драйверы редко останавливаются. А если и останавливаются, то лишь около заправок или кафе, где осветленные участки дорог.

6. И самое главное: перед автостопом изучите карту, выпишите все названия населенных пунктов, которые будете проезжать по дороге и следите за указателями. Если увидите, что водители сворачивают в сторону — выходите из машины.

Вывод:

Если не бояться, прислушиваться к опытным товарищам, то благодаря автостопу можно получить не только приятные путешествия и новых знакомых, но и сэкономить деньги. Например, я с выходом на трассу, из своих денег потратила туда и обратно всего 350 тенге — минералка в дороге закончилась. А так все путешествие прошло для меня бесплатно.